Главная КультураЛатвия депортировала супругов-писателей Петра и Людмилу Межиньш в отместку за поражение во Второй мировой войне?

Латвия депортировала супругов-писателей Петра и Людмилу Межиньш в отместку за поражение во Второй мировой войне?

от admin

Россия приняла писателей Межиньш, выдворенных из Латвии

Россия пытается максимально смягчить удар судьбы, который обрушился на писателей из Риги, выдворенных из страны на этой неделе. Петра и Людмилу Межиньш, оставшихся в Латвии после распада СССР, встретили в приграничном Пскове, помощь им пообещал губернатор региона и руководство Союза писателей России, где состояли супруги-пенсионеры.

Что касается первоочередных шагов, то Николай Иванов, до недавнего времени возглавлявший СПР, а ныне занимающий пост ответственного секретаря правления Союза, в комментариях «МК» заявил следующее:

—  Мы созвонились с нашей псковской организацией. Председатель Игорь Смолькин держит связь с Миграционной службой и местной администрацией. По нашей линии поэтов сразу же поставят на учет в областной организации СПР, если они останутся жить там. До конца года мы готовы провести их творческий вечер. Я лично готов выехать в Псков для поддержки Людмилы и Петра, входивших, помимо Союза писателей России, в правление Ассоциации русскоязычных писателей Латвии.

А теперь главная подлость латышей, в меньшей степени замеченная СМИ, писавшими в эти дни о депортации писателей-пенсионеров. (Родившихся, между прочим, на латвийской земле: в городах Елгава и  Рига). В новостных материалах акцент сделали на Людмиле Межиньш, видимо, журналистам понравилась «круглая дата» ее преклонного возраста – 75 лет. Послужной список Людмилы прекрасен: премии, публикации в журналах «Аврора» и «Наш современник» (где ее печатал ныне живущий классик Станислав Юрьевич Куняев, как нам удалось выяснить). 

В анкете на знание госязыка Людмила отказалась поддержать снос памятников советским воинам-освободителям. С точки зрения националистической власти Латвии это, конечно же, серьезный «проступок». Но настоящей причиной выдворения, скорее всего, является названный «тоже литератором» в ТВ-репортажах (а на деле являющийся на 100% профессиональным писателем) Петр Янович Межиньш. А точнее – его предки: Янис Янович Межиньш, латыш, участник разгрома Курляндской группировки фашистов (погиб в 45-м), и дед Терентий Григорьевич Румянцев, расстрелянный в 1941-м году гестаповцами. На версии мести сыну за отца можно было бы не настаивать, если бы не было известно, что в «Курляндском котле» в значительной степени сгинули коллаборанты  из «Латышского добровольческого легиона СС». (В честь «ветеранов» которого в нынешней Латвии проводят «парады» и шествия).

Читать:
Фильм-дебют Кирилла Логинова получил теплый прием публики

Листая страницы нестарых журналов, автор этой заметки «споткнулся» на двух стихотворениях Петра Яновича, опубликованном шесть лет назад в «Нашем современнике» (вместе с поэзией Людмилы).

Понятно, что вот «непростительное заклинание», вспоминание о победах Красной Армии:

Иссохших слёз прах,

прах ужаса

в кошмарных снах.

Бабушка, бабушка Катя,

ты говоришь, на “Казачке”

стояли наши “катюши” —

когда уже бежали немцы

и звучала песня

“Расцветали яблони и груши”…

Но бог с ними, с «Катюшами», когда совершенно четкое предвидение поэтом собственного будущего обнаруживается во внешне «незамысловатой» строфе из стихотворения «Опять мотыльковая ночь…»

И камня движенья легки,

ему все подвластны вершины…

И мёдом облиты долины.

И беды мои далеки…

Как показало время – беды были совсем рядом, в нескольких шагах…

Похожие публикации