Главная КультураНа «Культуре» каждый день показывали спектакли с участием Табакова к его юбилею

На «Культуре» каждый день показывали спектакли с участием Табакова к его юбилею

от admin

Матроскин в исполнении Табакова — это идея чучхе в жизнь, как он сам говорил, то есть опора на собственные силы

На «Культуре» каждый день показывали спектакли с участием Табакова к его 90-летию. Вот один из ранних, из «Современника», «Обыкновенная история». Там Табаков — Александр Адуев, вы знаете. И какой!

Сначала прекраснодушный мальчик, с идеалами, весь такой воздушный, искренний, наивный. Ну и выглядит соответственно. Только жизнь это поправляет со страшной силой: в конце наш герой превращается в дико циничного дурного человечка с отвисшими щеками и двойным подбородком. Это и есть превращение артиста Табакова. В 1970-м ему было 35 лет.

В это же время на канале ОТР показали фильм «Превращение» с Евгением Мироновым в главной роли. Это Кафка собственной персоной, а персонаж Миронова превращается там в огромное насекомое, но сохранив при этом все свое человеческое — и ум, и совесть, и чувства. То было превращение лучшего табаковского ученика Жени Миронова. А в этом и счастье, и смысл, и правда — оставить после себя вот таких людей, последователей, продолжателей.

Но по «Культуре» кроме спектаклей и фильмов показали еще «Трое из Простоквашино», аж три серии. В документальном цикле интервью Анатолия Смелянского с Табаковым он так ему и сказал: «После одних артистов остается Гамлет, а про тебя скажут: да он же Матроскин!» Но так сделать мультяшного Кота, чтобы получить шедевр артистического искусства, мало кто был способен. Разве что Евгений Леонов с Винни Пухом, Ия Саввина с Пятачком (привет Белле Ахмадулиной и ее неповторимому голосу), Михаил Козаков со своим Слоненком из «Зарядки для хвоста», Фаина Раневская (Фрекен Бок), Василий Ливанов с Карлсоном и Анатолий Папанов, который и произносил только лишь: «Ну, погоди!», но как — и каждый раз по-разному.

Читать:
Эксл Роуз превратился в комикс и «заново пишет свою историю»

Конечно, от Табакова останется не только Матроскин, наоборот, огромная палитра его великолепных персонажей от Обломова до Искремаса из «Гори, гори, моя звезда» или того грустного трагического клоуна из «Каштанки». Да ведь и великий Смоктуновский запомнится не только Гамлетом, но ведь куда же он без Деточкина?!

Матроскин в исполнении Табакова — это идея чучхе в жизнь, как он сам говорил, то есть опора на собственные силы. А еще Матроскин — предвестник, прораб перестройки, большой сторонник частной собственности. Как там у Успенского, когда мама говорит: «С таким Матроскиным дядя Федор как за каменной стеной». А папа: «Если бы я раньше познакомился с Матроскиным, то, может быть, и не женился никогда». Да, Матроскин не кот, а человек, человечище, практичный, умный, усы, лапы и хвост — вот его документы. Типичный Олег Палыч, только без лап и без хвоста. Один из многочисленных его портретов. Образ, ставший русской классикой.

Похожие публикации