Главная КультураВ Брюсовом переулке оживают легенды Большого театра

В Брюсовом переулке оживают легенды Большого театра

от admin

Музей музыки открыл выставку «Большой дом больших артистов»

Прямо на улице расположена инсталляция — стенды с афишами выступлений знаменитых артистов, макет Большого театра и экран, на котором транслируются ожившие образы дирижера Николая Голованова, певцов Антонины Неждановой и Ивана Козловского. Мимо пройти невозможно, все, кто прогуливается по Брюсову переулку, останавливаются рядом и с любопытством рассматривают экспонаты. Но это только начало! Самое интересное — внутри дома.

Новая выставка, подготовленная Музеем музыки, вышла за привычные рамки во всех смыслах. Экспозиция «Большой дом больших артистов» не просто начинается прямо на улице, но еще и показывает один из самых интересных своих элементов — новое технологическое решение, устройство Holobox, на экране которого в голограммах оживают образы знаменитых жильцов дома по адресу Брюсов переулок, дом 7. Супруги Голованов и Нежданова, певец Иван Козловский, которому в свое время поклонницы-козловитянки не давали проходу… Выставка «Большой дом больших артистов» небольшая, но и ей есть чем удивить своих гостей — здесь умудрились рассказать сразу о нескольких десятках звездных обитателей — певцах, танцорах, дирижерах и оркестрантах.

Музей-квартира Николая Голованова — не так очевиден с улицы (до недавних пор, пока здесь не было инсталляции у подъезда, конечно). Ведь находится он в жилом доме, где до сих пор своим чередом идет самая обычная жизнь. Чтобы добраться до музея, надо позвонить в домофон, а затем пройти по лестнице мимо квартир других жильцов удивительного дома с потрясающей историей. Особенный восторг испытывают, конечно, те, кто здесь впервые. Да и те, кто уже когда-то здесь бывал, каждый раз с особым трепетом приходят сюда снова, словно тебе позволили увидеть что-то очень личное, интимное.

Домом занимался знаменитый архитектор Щусев, причем квартиры в нем были самые разные, площадью от 14 до 130 кв. метров. Планировку делали для каждого жильца индивидуально. Об этом, кстати, свидетельствует один из экспонатов — план квартиры Николая Голованова.

Восхищаться красотой постановок Большого театра мы можем не только благодаря талантам артистов, музыкантов, но и художников, которые тоже жили в этом доме. Эскизы костюмов к опере Чайковского «Чародейка», декораций к «Борису Годунову» Мусоргского авторства сценографа Федора Федоровского, работы Исаака Рабиновича для «Спящей красавицы» иллюстрируют творческий период мастеров, связанный с их жизнью в доме в Брюсовом.

Читать:
Не стало Александра Митты — уникального режиссера и человека

Много здесь и мемориальных вещей. Внимание сразу привлекает концертное платье оперной дивы Надежды Обуховой. Здесь же — ее фото в нем в интерьерах ее квартиры, декоративная ваза с ее портретом и изысканная шкатулка. Рядом — стеклянный бокал, который Обухова подарила коллеге Ивану Козловскому, складные очки великого тенора… Но любопытно и то, что дружным коллективом жильцов дома было сложно назвать.

— Богема не очень склонна дружить между собой. Если вы в течение рабочего дня нежно любите своих коллег по Большому театру, то, приходя домой, хочется все-таки обсудить, как именно вы «нежно любите коллег по Большому театру». И вот вы приходите на кухню, «на общий пол», и обнаруживаете там все те же лица. Поэтому «общего пола» у этого дома в итоге не было, — поделился с нами гид.

Здесь уверены, что неслучайно дом собрал многих из жильцов вместе, ведь самого Николая Голованова, хозяина квартиры, в которой мы находимся, Антонину Нежданову и Ивана Козловского объединяло кое-что еще помимо работы в Большом театре — они были тесно связаны с религией. Например, Голованов и Нежданова были супругами, но советское государство об этом не знало — официально брак зарегистрирован не был, но муж с женой так не считали, ведь они обвенчались… Но жили в разных квартирах, он в №10, а она — в №9. Нежданова когда-то пела в церковном хоре, Голованов окончил Синодальное училище и был профессиональным регентом, а Козловский тоже сначала пел в хоре в монастыре, были даже планы поступать в семинарию. Но несостоявшийся священник стал одним из лучших теноров не только в СССР, но и в мире. Кстати, на открытии выставки была его внучка Анна Козловская:

— Это родное для меня место. Очень рада, что все больше людей приобщаются к атмосфере, ауре этого дома — она специфическая, все говорят, что здесь ощущается что-то необычное. Столько творческих людей жили в этих стенах! Когда дом пришел в упадок, чудом организовали не просто его капитальный ремонт, а реставрацию.

Похожие публикации