Главная КультураВек бессменной примы Театра армии Людмилы Касаткиной

Век бессменной примы Театра армии Людмилы Касаткиной

от admin

Людмиле Касаткиной, бессменной приме Театра Советской армии, 15 мая исполнилось бы 100 лет

Актеров ее поколения принято относить к старой школе. Но это неправда — такие, как Людмила Касаткина и ряд других артистов, — на все времена. Потому что обаяние, профессионализм, любовь народа — все по гамбургскому счету. 15 мая Людмиле Ивановне Касаткиной, бессменной приме Театра Советской, а теперь Российской армии, исполнилось бы 100 лет.

Никем другим, кроме как артисткой, она себя не видела. Поэтому бегала в Студию художественного слова при Дворце пионеров, а во время войны, в 1943-м, поступила в ГИТИС, в класс Иосифа Раевского и Григория Конского. Кстати, война застала ее под Смоленском, и вот как она об этом вспоминала: «В то воскресное утро мы с ребятишками купались в нашем прудике, а потом загорали на травке. Тишина, покой…

И вдруг слышим приближающийся конский топот и чей-то надрывный крик. Видим, на неоседланной лошади скачет молодой мужик и кричит что есть мочи. Кричит, повторяя одно и то же слово:

— Война!.. Война!.. Война!..

И мгновенно застонала деревня. Зарыдали женщины. Заплакали дети. Завыла, заревела скотина… Это было 22 июня 1941 года…

Я ждала несколько недель приезда мамы за мной. Но она не ехала. Каждую ночь я с ужасом слушала, как напряженно гудели в небе бомбардировщики, нагруженные бомбами для разрушения Москвы. А ведь там мои родители, там брат, там вся родня, там вся Москва!»

Характер у нее с детства был решительный, и девочка, не дождавшись мамы, дошла пешком из Смоленска в Можайск. А оттуда на поезде доехала до Москвы. Ее будущий муж, Сергей Колосов, с которым она познакомилась в ГИТИСе, был участником аж двух военных кампаний: сначала советско-финской, а потом Великой Отечественной. Он сделает две великолепные работы о войне, его будущая жена сыграет в них главные роли. Но это будет уже потом.

Через два года после войны Касаткину примут в Центральный академический театр Советской армии, основанный в 1930 году, и там она создаст незабываемые образы, которые потом признают классикой. Сразу вспоминается ее строптивая Катарина в «Укрощении строптивой», где партнером Людмилы Ивановны был Андрей Попов. Их дуэт был похож на схватку хищников — кто кого. Актерский темперамент зашкаливал, но не выходил из берегов, поскольку профессионализм обоих актеров был высок. Но ближе к финалу зрители наблюдали чудо преображения — из пантеры Катарина превращалась в ласковую верную кошку своего укротителя.

А Нила Снижко в «Барабанщице», комиссар в «Оптимистической трагедии», Киса в «Раскинулось море широко» или Лейди Торренс в «Орфей спускается в ад», а также миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» — их можно смотреть бесконечно. Театр Российской армии — единственный в жизни актрисы, там она прослужила ровно 60 лет. Но славу, конечно, Касаткиной принес кинематограф, где ее ждала роль укротительницы тигров Леночки Воронцовой в одноименной картине. И невероятное везение: блондинка с кудряшками и восторженным лицом оказалась в звездном составе — Павел Кадочников, Татьяна Пельтцер, Леонид Быков, Сергей Филиппов, Павел Суханов, Гликерия Богданова-Чеснокова… Эта роль ей невероятно шла, поскольку и в жизни Людмила Ивановна была укротительницей. Причем всех, и прежде всего — себя.

Я помню, как в свои 60 Людмила Ивановна могла легко кинуть батман, стоя на кухне у плиты. А это было результатом сложных физических упражнений, которыми она занималась каждый день. Когда на сцене Театра армии пышно отмечали ее юбилеи — сначала 70, затем 80, Людмила Ивановна стояла на сцене три, четыре часа, принимая поздравления, цветы. Ей поклонялись, как королеве. А она и была истинной королевой сцены! Перед ее сильным, волевым характером трудно было устоять. А еще труднее было сказать, что так действовало на армейское начальство театра, где она служила, и кинематографа — умение добиваться своего или мало с чем сравнимая сила женского обаяния. Скорее всего, это был мощный замес того и другого.

Читать:
Готовится фильм о страшных годах Шинейд О'Коннор

С ней было непросто конкурировать. В театре вспоминают, как не складывались отношения Людмилы Касаткиной и Ларисы Голубкиной. Сложными они были, но все изменилось, когда режиссер Андрей Житинкин поставил спектакль «Школа любви» по пьесе «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса. Это сплотило актрис, которые в процессе работы и выступлений вовсе забыли о былой вражде.

Режиссер вспоминает, как Лариса Ивановна поддерживала Людмилу Ивановну: подсказывала реплики, если та забывала, и в крайних случаях обыгрывала сцены таким образом, что зрители не замечали каких-то неполадок. На этой работе актрисы действительно сдружились.

Конечно, в ее карьере решающую роль сыграл супруг Сергей Колосов, который подарил зрителям замечательные сериалы и фильмы, а своей супруге — главные роли, которые, как говорится, на века. Подпольщица Аня Морозова (один из первых отечественных телесериалов «Вызываем огонь на себя»), Мария Захарченко («Операция «Трест»), Зинаида Воробьева («Помни имя свое»). Последняя картина — одна из самых пронзительных кинолент об Аушвице и судьбах его узников.

«Запомни, мальчик, твое имя — Гена! Фамилия — Воробьев! Твоя родина — Советский Союз! Геночка, я приду к тебе еще! Тебя зовут Гена Воробьев!» Это слова героини актрисы, которая на двадцать лет была разлучена войной с сыном и смогла найти его только в шестидесятые мирные годы. Готовясь к съемкам, Людмила Ивановна старалась прожить жизнь узников Аушвица. Рассказывала, как она спала на дощатых нарах, что испытывала, когда брала в руки маленькие детские ботиночки, сваленные в общую кучу в бараке для заключенных. Так, впрочем, у нее было со всеми ролями, где главным для нее было полное погружение и проживание. Поэтому стопроцентная вера в ее существование на сцене или на экране, отсюда и всенародная любовь, которой актриса очень дорожила.

И еще одна ипостась великой актрисы — педагогическая. По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, Людмила Ивановна была не только великой актрисой, но и выдающимся педагогом ГИТИСа.

— Достигнув вершин актерского мастерства и став настоящей звездой советского театра и кино, Людмила Ивановна и ее супруг, режиссер Сергей Николаевич Колосов, вернулись в стены родного ГИТИСа уже в качестве мастеров и выпустили два курса. У нее был особый подход к воспитанию будущих актеров: будучи строгим и очень требовательным педагогом, Людмила Ивановна в то же время проявляла искреннюю заботу о студентах. Особенно сложным стал период голодных 90-х, когда Касаткина помогала своим ученикам преодолевать многочисленные трудности, поддерживая их не только профессионально, но и морально и материально.

Среди ее воспитанников — Евгения Добровольская, Алиса Богарт, Игорь Ромащенко, Михаил Багдасаров, Андрей Войновский.

15 мая открывается неделя, посвященная 100-летию замечательной актрисы. Она будет наполнена самыми разными событиями: фотовыставка киноработ Людмилы Касаткиной на «Мосфильме», выставка «Судьба на двоих» на Страстном бульваре, а также выставка театральных костюмов и фотографий с театральными работами легендарной актрисы в Театре Российской армии. Также пройдут встречи с режиссерами, сценаристами и ее учениками. Ну а собственно в день рождения в Театре Российской армии пройдет памятный вечер.

Похожие публикации